Турция











Турция > О стране > Экономика
О стране / Экономика / Культура / Природа / Телевидение

Экономика Турции


После реформ 1980-х годов экономика Турции претерпела значительные изменения и на данный момент в ней преобладают рыночные отношения, причём достаточно велика доля частного сектора. Правительство придерживается принятого ранее курса на либерализацию экономики страны, внутренний рынок становится всё более открытым для иностранного капитала, проводится постепенная приватизация государственных концернов.

На данный момент абсолютным лидером является сфера услуг, дающая около двух третей валового внутреннего продукта страны, за ней следует промышленность, обеспечивающая ещё около 25% ВВП, остальное приходится на долю сельского хозяйства.

Несмотря на наличие месторождений разнообразных полезных ископаемых (в Турции добывают медные, вольфрамовые, хромовые руды, мрамор, бораты, каменный уголь, а по запасам ртути Турция вообще занимает лидирующие позиции – здесь сосредоточено около четверти мировых запасов этого металла) добывающая и перерабатывающая промышленности развиты слабо. Наиболее динамично развивающимися отраслями являются химическая и автомобильная промышленности, однако сфера услуг продолжает оставаться основой экономики Турции.

Сельское хозяйство

Основой сельского хозяйства Турции является растениеводство, причём главными культурами здесь являются зерновые (под них отводится около 80% всех посевных площадей): ячмень и пшеница. Такие технические культуры как сахарная свекла, хлопок, чай, табак и подсолнечник также занимают важное место в сельском хозяйстве страны. Небольшими по размеру занимаемых земель, но важными составляющими экспорта являются овощеводство, плодоводство и цветоводство.

Разводят в Турции и скот, предпочитая мелкий рогатый (коз и овец), но не обделяя вниманием и крупный рогатый. Несмотря на более низкие по сравнению с Западной Европой показатели эффективности, турецкое животноводство в целом гораздо более экологично.

Главная проблема сельского хозяйства страны – наличие многочисленных мелких хозяйств, экономическая эффективность которых невысока.

Промышленность

В течение последнего десятилетия в турецкой промышленности неизменно лидирует обрабатывающая отрасль. Однако последнее время интенсивно растёт автомобильная промышленность: в Турции собираются автомобили почти всех ведущих европейских и японских брендов, а также производятся запчасти к ним.

Наверное, важнейшей проблемой турецкой промышленности является довольно малое количество отраслей, использующих высокие технологии, при этом в стране преобладают трудоёмкие и ресурсоёмкие отрасли.

Энергетика

Основными источниками энергии в Турции служат тепловые и гидроэлектростанции. Несмотря на значительные гидроресурсы страны, гидроэнергетика занимает в структуре отрасли всего лишь около 30%. Наибольшее количество энергии производится на теплоэлектростанциях, которые работают на природном газе (основным поставщиком которого является Россия). Есть в Турции и электростанции, использующие энергию солнца, ветра и различные виды биологического топлива, но их доля очень невелика. Своей атомной энергетики на данный момент в Турции не существует.

Основная проблема отрасли – значительные потери электроэнергии (они составляют до 20%) во время транспортировки к потребителю.

Связь и транспорт

Хорошо налаженная транспортная сеть обеспечивает свыше 15% внутреннего валового продукта Турции. При этом безусловным лидером в этой отрасли является авиатранспорт: в республике существует несколько авиакомпаний, занимающихся пассажирскими и грузоперевозками как внутренними, так и международными. На территории страны расположено более 120 аэропортов.

Поскольку в стране сильно развит туристический бизнес, здесь имеется развитая сеть общественного транспорта (автобусы и метрополитен), обслуживающая этот сектор экономики, а также значительное количество портов (крупнейшие из них – Стамбул, Искендерун, Трабзон, Мерсин и Измир).

Значительную часть инфраструктуры Турции составляют нефте- и газопроводы. Так, на территории страны расположено почти 4000 км нефтепроводов, по которым транспортируется как сырая нефть, так и нефтепродукты, и свыше 3000 км газопроводов. Сравнительно недавно в строй был введён проходящий почти через всю страну нефтепровод Баку – Джейхан.

Банковское дело

К 2000 году в Турции насчитывалось более 80 банковских учреждений. Ряд финансовых кризисов привёл к сокращению этого числа почти вдвое (по сравнению с началом века) и увеличению доли частных банков. При этом значительно возросла доля иностранных банков.

Ведущим на сегодняшний день является принадлежащий государству Центральный банк Турецкой республики. В его обязанности наряду с прочим входит осуществление контроля над уровнем инфляции.

Внешняя торговля

Основными статьями турецкого экспорта являются изделия швейной и текстильной промышленности. Далее идут чёрная металлургия, автотранспортные средства и пищевкусовая промышленность. Подавляющая часть товаров, экспортируемых Турцией, идёт в Европу и Северную Америку. Основные партнёры в этой сфере – США, Германия, Великобритания и Италия.

Импорт в Турции традиционно превышает экспорт, что делает внешнюю торговлю страны дефицитной. В основном импортируется различное сырьё, включая топливное, промежуточные изделия и инвестиционные товары. В связи с ростом цен на энергоносители возросла роль, которую играют в поставках сырья в Турцию Саудовской Аравии и Российской Федерации. Также стабильными внешнеэкономическими партнёрами страны остаются на протяжении долгого времени Китай, США, Франция и Италия, поставляющие свои товары на турецкий рынок.

Состав экспорта: одежда и текстиль, продукты питания, металлоизделия, транспортное оборудование.
География экспорта (2010 г.): Германия 10,1%, Великобритания 6.4%, Италия 5,7%, Франция 5,3%, Ирак 5,3%, Россия 4,1%
Объем экспорта (2011 г.) $133 млрд.
Состав импорта: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, , комплектующие к ним, продукция химической промышленности, топливо.
География импорта (2010 г.): Россия 11.6%, Германия 9.5%, Китай 9,3%, США 6,6%, Италия 5.5%,
Объем импорта (2011 г.) $212,2 млрд.
Внешний долг (2011 г.): $313,6 млрд.



<< О стране Культура >>




     




Наши сайты о других странах и городах:
[Бразилия] [Греция] [Испания] [Италия] [Париж] [Польша] [Турция] [Черногория] [Швейцария] [Швеция]
© 2011-2018 O-Turkey.ru
Правила использования сайта