Турция











Турция > О стране
О стране / Экономика / Культура / Природа / Телевидение

Государственное устройство


Турция является республикой смешанного типа. Её политическое устройство сочетает элементы президентской и парламентской республик. Действующая конституция страны была принята в 1982 году. Однако дважды, в 2007 и в 2010 годах путём всенародного референдума в Конституцию страны были внесены некоторые изменения. Так, первый референдум изменил сроки полномочия парламента и президента, равно как и порядок их избрания. Второй референдум ограничил влияние на общественную и политическую жизнь армии, отменив неприкосновенность участников военного переворота, произошедшего в 1980 году, и значительно уменьшив полномочия военных трибуналов. Также был расширен состав Конституционного суда (до 17 человек вместо прежних 11).

На сегодняшний день законодательная власть в Турции представлена меджлисом – однопалатным парламентом, в состав которого входят 550 депутатов. Его также называют Великим национальным собранием Турции. Депутаты избираются на четырёхлетний срок прямым тайным всеобщим голосованием. При этом существует дополнительный барьер прохождения в парламент: партия, не набравшая 10% голосов по стране, не может быть представлена в меджлисе, даже в том случае, если в одном из округов или даже в нескольких она одержала убедительную победу. Интересно отметить, что в Турции солдаты и унтер-офицеры не имеют право голоса.

Исполнительную власть обеспечивают президент и Совет министров. При этом президент обладает весьма широкими полномочиями, как в области исполнительной власти, так и в судебной и законодательной ветвях власти. Стоит также отметить наличие в стране таких не подконтрольных исполнительной и законодательной власти структур, как Совет государственного контроля и Совет национальной безопасности.

Президента избирают на один срок, на пять лет, с возможностью повторного избрания, тайным голосованием депутатов  меджлиса, причём для победы необходимо набрать не менее двух третей голосов. Обязательными требованиями к кандидату в президенты являются наличие высшего образования и возраст не менее сорока лет. Также, согласно конституции страны, кандидат в президенты не должен являться членом какой-либо партии.

Президент назначает премьер-министра (согласно традиции им становится лидер партии, одержавшей победу на выборах) и, как правило, по рекомендации последнего, министров.

Судебная ветвь власти включает в себя трёхступенчатую систему судов: мировые суды, основные суды и суды высшей инстанции. К последним относятся Конституционный, Кассационный, Высший военно-административный и прочие суды. Судебные процессы, как правило, открыты. Судебная система Турции опирается на презумпцию невиновности.

До начала восьмидесятых годов прошлого века, когда к власти в Турции пришли военные, лидерами политической жизни страны были Партия справедливости и Народно-республиканская партия, основанная ещё Мустафой Кемалем. После запрета их деятельности на ведущие роли выдвинулись Народническая и Национал-демократическая партии, а также Партия Отечества. Последняя была объединением консервативно настроенных политиков, защищавших интересы предпринимательства. Она пробыла политическим лидером страны в течение последующих двенадцати лет, после чего уступила пальму первенства происламской Партии благоденствия. Однако исламистам удалось удержаться у власти лишь до 1999 года, и то лишь благодаря коалиции с другими партиями и движениями.

По результатам выборов 1999 года власть перешла к умеренной Демократической левой партии, выступавшей за национальное единство и осуждавшей поляризацию общества по социальному признаку.

На сегодняшний день ведущие позиции в стране занимает Партия справедливости и развития, ядро которой составляют умеренные исламисты, выступающие за «объединение демократии и ислама» и экономическое развитие страны.

Турция является республикой смешанного типа. Её политическое устройство сочетает элементы президентской и парламентской республик. Действующая конституция страны была принята в 1982 году. Однако дважды, в 2007 и в 2010 годах путём всенародного референдума в Конституцию страны были внесены некоторые изменения. Так, первый референдум изменил сроки полномочия парламента и президента, равно как и порядок их избрания. Второй референдум ограничил влияние на общественную и политическую жизнь армии, отменив неприкосновенность участников военного переворота, произошедшего в 1980 году, и значительно уменьшив полномочия военных трибуналов. Также был расширен состав Конституционного суда (до 17 человек вместо прежних 11).

На сегодняшний день законодательная власть в Турции представлена меджлисом – однопалатным парламентом, в состав которого входят 550 депутатов. Его также называют Великим национальным собранием Турции. Депутаты избираются на четырёхлетний срок прямым тайным всеобщим голосованием. При этом существует дополнительный барьер прохождения в парламент: партия, не набравшая 10% голосов по стране, не может быть представлена в меджлисе, даже в том случае, если в одном из округов или даже в нескольких она одержала убедительную победу. Интересно отметить, что в Турции солдаты и унтер-офицеры не имеют право голоса.

Исполнительную власть обеспечивают президент и Совет министров. При этом президент обладает весьма широкими полномочиями, как в области исполнительной власти, так и в судебной и законодательной ветвях власти. Стоит также отметить наличие в стране таких не подконтрольных исполнительной и законодательной власти структур, как Совет государственного контроля и Совет национальной безопасности.

Президента избирают на один срок, на пять лет, с возможностью повторного избрания, тайным голосованием депутатов  меджлиса, причём для победы необходимо набрать не менее двух третей голосов. Обязательными требованиями к кандидату в президенты являются наличие высшего образования и возраст не менее сорока лет. Также, согласно конституции страны, кандидат в президенты не должен являться членом какой-либо партии.

Президент назначает премьер-министра (согласно традиции им становится лидер партии, одержавшей победу на выборах) и, как правило, по рекомендации последнего, министров.

Судебная ветвь власти включает в себя трёхступенчатую систему судов: мировые суды, основные суды и суды высшей инстанции. К последним относятся Конституционный, Кассационный, Высший военно-административный и прочие суды. Судебные процессы, как правило, открыты. Судебная система Турции опирается на презумпцию невиновности.

До начала восьмидесятых годов прошлого века, когда к власти в Турции пришли военные, лидерами политической жизни страны были Партия справедливости и Народно-республиканская партия, основанная ещё Мустафой Кемалем. После запрета их деятельности на ведущие роли выдвинулись Народническая и Национал-демократическая партии, а также Партия Отечества. Последняя была объединением консервативно настроенных политиков, защищавших интересы предпринимательства. Она пробыла политическим лидером страны в течение последующих двенадцати лет, после чего уступила пальму первенства происламской Партии благоденствия. Однако исламистам удалось удержаться у власти лишь до 1999 года, и то лишь благодаря коалиции с другими партиями и движениями.

По результатам выборов 1999 года власть перешла к умеренной Демократической левой партии, выступавшей за национальное единство и осуждавшей поляризацию общества по социальному признаку.

На сегодняшний день ведущие позиции в стране занимает Партия справедливости и развития, ядро которой составляют умеренные исламисты, выступающие за «объединение демократии и ислама» и экономическое развитие страны.

В Турции выходит большое количество газет и журналов (около 3,5 тысяч), примерно половина которых – еженедельные. Самые крупные медиа-холдинги на турецком рынке – национальные Сабах и Доган.

Государственное устройство Турции, конституция, президент, парламент менджлис



 Экономика >>




     




Наши сайты о других странах и городах:
[Бразилия] [Греция] [Испания] [Италия] [Париж] [Польша] [Турция] [Черногория] [Швейцария] [Швеция]
© 2011-2018 O-Turkey.ru
Правила использования сайта